Строение и свойства биогеоценоза
Вопросы по теме
1. С опорой на какие связи
строится структура любого биогеоценоза?
2. Сформулируйте определение
понятия «цепь питания».
3.Укажите особенности цепей
выедания и разложения.
4. Приведите примеры организмов, относящихся к первому, второму и т.д.
трофическим уровням.
5. Дайте определение понятия «сеть питания». Сравните сеть и цепь
питания. Выявите их сходство и различия, сделайте вывод.
6. Что такое «правило экологической пирамиды». Укажите значимость
этого понятия для человека.
7. Охарактеризуйте значение ярусного размещения для жизнедеятельности
растений и животных в биогеоценозах.
8. Какова роль экологических ниш в экосистеме? Охарактеризуйте
экологические ниши папоротника, лесной мыши, пчелы и гриба-подберезовика.
9. Приведите примеры видов,
находящиеся на вершинах экологических пирамид.
Творческое задание
Экологическая проблема является следствием высокой численности вида.
Приведенные факты расположите в логическую цепочку.
1. В североамериканский порт из Европы вместе с грузом зерна в трюме прибыло
и несколько «пассажиров» – это были воробьи.
2. В Америке на смену лошадям пришел автомобиль.
3. Воробьев стали стрелять из ружей, травить ядом и ловить сетями, но ничего не
помогало – численность воробьев возрастала!
4. Кандидаты в городской парламент, заметив народную любовь к воробьям, стали
ратовать за охрану воробьев.
5. В Северной Америке не было воробьев.
6. Воробьев становилось все больше и больше.
7. Американцы испытывали ностальгию по Англии, вспоминали и воробышков.
8. Воробьи стали пачкать наличники окон, отнимать корм у кур и индеек –
американцы перестали симпатизировать воробьям.
9. Англичане приезжали в Америку, захватывали кусок земли и называли себя
американскими фермерами, но скучали по родине.
10. Меньше стало на дорогах овса – сократилась численность воробьев, они
перестали раздражать фермеров, проблема исчезла.
11. Достаточно было напомнить, что тот или иной депутат ратовал за охрану
воробьев, как его кандидатура с треском проваливалась.
12. Мало стало лошадей – меньше стало лошадиного навоза с остатками
полупереваренного овса.
13. Американцы стали строить кормушки и домики для воробьев.
14. Огромные стаи воробьев стали разорять пшеничные поля.
Ответ:
10. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место
консументов как первого, так и второго или даже третьего порядка.
11. Назовите животных, которые всегда занимают строго определенное
место в цепях питания.
12. Сохранится ли устойчивость биогеоценозов, если в его структуре
выпадут виды какого-то трофического уровня?
|